Полная трёхполоска | Opel Astra
Студия: D Style Audio
Руководитель проекта: Игорь Швырков
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Alpine iDA-X313
Усилители: Sundown Audio SAX 100.4, Sundown Audio SAX1200D
акустика: Cadence XM-68HC Xenith, SSK v.2
Сабвуферы: Sundown Audio SA-15 D.2
Автор ничего не напутал? Любой детсадовец знает: полной бывает поканалка, с трёхполоской или без неё. А это ещё что за зверь? Сейчас увидите...
Основное направление работы студии D Style Audio — создание громких или очень громких автомобилей, по желанию заказчика. Некоторые из этих работ побывали на наших страницах, мы оценили и думаем, что в студии могли бы завести специальный бланк, где заказчик будет ставить галочку (или «любой знак») напротив того, что наилучшим образом отвечает его требованиям. Варианты выбора: «громко», «очень громко» и этот, как его... который не толстый, а полный.
Выбор хозяина этой машины склонялся в пользу первого из кандидатов. Громкий повседневный автомобиль. Понятие «повседневный» в данном случае означало не перевозку корнеплодов в багажнике, грех вегетарианства заказчику чужд. Повседневность в том, что громкий автомобиль должен был обеспечить и качество звучания, и удобства, предлагаемые современной компонентной базой. Это означает: чтобы iPhone-iPod и флэшки, а дисков уже и не надо — несовременно...
В результате очередная работа студии оказалась не только громкой (кто бы в этом сомневался), но при этом и весьма музыкальной, что менее тривиально, учитывая далеко не стандартный подход к выбору компонентов. Хотя — с какими стандартами сравнивать, в этом мы ещё разберёмся.
Начнём же с самого простого и ожидаемого. Для красивого, динамичного, выдержанного в духе времени автомобиля идеально подошло головное устройство, выдержанное в совершенно том же духе — бездисковый мультимедийный ресивер Alpine iDA-X313. Совместим с iPhone 3G, обеспечивает простое управление и сверхбыстрый поиск музыки на iPod и USB-накопителях обладает ценимым многими фирменным алпайновским звучанием, а кому не хватает дисков — в Москве каждый год проходит выставка антиквариата, можно зайти и посмотреть. Само собой, при установке источника сохранили полную функциональность кнопок рулевого колеса.
Структура звукового тракта на первый взгляд классическая — двухполосный фронт (с «полной поканалкой») и сабвуфер. Почему «полная поканалка» — понятно: гибкость и независимость всех настроек плюс «радость полного освобождения» от пассивных кроссоверов. Тем более что применённые на фронте компоненты рождены для пения «во весь голос», и заставить их аккуратно и точно звучать в ближней зоне — задача отнюдь не простая, требующая тщательной настройки уровня и частоты раздела.
Вот здесь мы и подошли к тому, что отличает этот тракт от классического и почему его следовало бы называть «полной трёхполоской». Фронтальные мидбасы — шестидюймовые Cadence XM-68HC Xenith, Обыкновенного в них — только калибр. Остальное — необыкновенное: резонансная частота — около 120 Гц, лёгкий бумажный диффузор подвешен не на традиционном гофре, а на плоском кольце из вспененного полимера, чувствительность, по данным изготовителя, — 102 (прописью — сто два!) дБ (1 Вт, 1 м, вроде без подвоха). Этим же изготовителем заявлен рабочий диапазон частот — от 150 Гц до 15 кГц. То есть по всем признакам — очень громкая «серединка» концертного типа, даже сопротивление «неавтомобильное», 8 Ом. А кто сказал, что у нас не концерт? Поэтому ставим в каждую дверь по паре мидбасов, а нехватку нижнего баса на фронте компенсируем соответствующей настройкой сабвуфера. Получается, по существу, трёхполосная система: НЧ (сабвуфер), СЧ (фронтальные мидбасы), ну и ВЧ, как полагается.
Кто сказал «сцена назад пойдёт»? Настраивать надо тщательнее, тогда и не пойдёт. А начиная с некоторых уровней звукового давления будет уже не важно, где сцена... К тому же на этапе экспериментов с этими головками (по поводу параметров которых на сайте производителя царит некоторая путаница) Игорь установил: после добросовестной «разминки» XM-68HC нормально «тянут» где-то от 100 Гц, так что состыковать их с сабвуфером на более или менее вменяемой частоте — дело небезнадёжное.
В нашем деле выбор акустических компонентов всегда тесно связан с местом их установки (и наоборот), этот тонкий момент всегда попахивает шаманством. У них то заячья лапка в ход идёт, то грибок-мухомор, а у нас — то динамик непонятный, то проводок секретный. Так что нет ничего удивительного в том, что пищалка в пару к этим мидбасам попала и вовсе незнакомая широкому читателю — SSK v.2. Однако на сей раз именно автомобильная, с феррожидкостным заполнением, стойкая к перегрузкам, которые в данном случае были более чем вероятны.
А что у нас с местом установки? Пищалки оказались в уголках зеркал, это классика, искать для них другое место и не стоило: и косметическая интеграция решена, и от мидбасов не слишком далеко. Чем ближе пищалка к мидбасу — тем меньше проблем. А вот под сдвоенный мидбас ни один конструктор место не предусмотрел, поэтому недоработку пришлось устранять уже отработанными в студии технологическими приёмами: фанерные кольца, лайкра, полиэфирная смола, стекломат (и немножко обыкновенного, русского).
Разумеется, двери и весь кузов автомобиля тщательно обработаны материалами «ШумОфф». Усилия по вибродемпфированию были вознаграждены сполна: частота резонанса салона снизилась с 54 до 49 Гц, на переизлучение звука наружу стало тратиться меньше энергии. Однако резонанс этот достаточно ярко выражен и сильно влияет на АЧХ салона: по данным Игоря, максимум звукового давления оказывается в диапазоне 39 — 45 Гц почти независимо от настройки сабвуфера.
В салоне получился «полный сток» с поправкой на перенаселённость дверей мидбасами, но в целом ничего из общего заводского стиля не выделяется. В багажнике же — «полный несток». Всё пространство заполняет собой Сабвуфер Горыныч о трёх головах. Он выполнен по уже традиционной для D Style Audio схеме — одна из головок направлена в сторону крышки багажного отсека. В результате при открытой крышке звучание «на улице» оказывается вполне сбалансированным, при закрытой эта головка нагружена на нечто вроде рупора, что вносит свою толику эффективности суббасового излучения. Калибр головок — 15 дюймов на душу населения. Обычно такие головки группой (особенно по трое) не ставят, да это и не так легко. Если просто положить три «пятнашки» на пол багажника (небольшого, не будем забывать, автомобиля), они непременно будут толкаться боками, а ведь им надо дать ещё какую-то опору, не в воздухе же висеть. Найденная в студии схема — установка головок в разных плоскостях — эту проблему решает.
Все три головки Sundown Audio SA-15 D.2 работают в фазоинверторе на общий объём 165 л, расчётная частота настройки порта 30 Гц. Порт фазоинвертора на этот раз сделали прямоугольного сечения, его стенки, помимо прямого назначения, служат и силовыми элементами конструкции — на них опираются установочные кольца динамиков. Дальнейшая технология та же — лайкра, стекломат, полиэфирка и так далее до кожи, завершающей проект. Полоса рабочих частот ограничена кроссовером усилителя: снизу — 30 Гц четвёртым порядком, сверху — 80 Гц вторым, по расчётам, уже отсюда помаленьку должен начать подбирать фронт.
Усилительное хозяйство соответствует поставленным задачам: на фронт — четырёхканальный Sundown Audio SAX 100.4. Усилитель работает в классе AB в поканальном включении: пара каналов на параллельно включенные мидбасы, пара — на пищалки. Максимальная мощность каждого канала — 100 Вт, при фантастической чувствительности мидбасов (точнее, могучих «серединок») этой мощности хватит, чтобы очистить площадку на пару десятков метров вокруг...
На сабвуфер работает пара импульсных моноблоков Sundown Audio SAX1200D, синхронизированных для общей нагрузки мостом. Нагрузка в результате параллельного соединения трёх 2-омных головок получилась 1,33 Ом, между прочим. И, по самым грубым прикидкам, к ним из двух моноблоков приходит никак не меньше 3,5 кВт. Ничего удивительного, что под такой аппетит усилителей пришлось полностью пересмотреть систему энергоснабжения. Под капотом появился новый аккумулятор XS Power D3400, а под сабвуфером, в нише запасного колеса — XS Power D2700.
Все вновь изготовленные элементы обшиты кожей в два цвета — в тон к элементам заводской конструкции. Больше всего пришлось потрудиться над сабвуфером: без малого два десятка швов, зато все детали легли очень аккуратно — ни единой морщинки.
Звучание тоже оказалось двухцветным — с ярко выраженным басом и ясной серединой с верхом. Но швы между полосами и здесь обнаружить оказалось непросто. Нормальная трёхполоска. Только полная...
Зная устройство системы и характеристики компонентов, чувствуешь себя очень умным, анализируя измеренную АЧХ. Сабвуфер, действительно, показывает максимум давления на 40 — 50 Гц, при этом ниже падает вовсе не так энергично, как это должен бы делать типичный ФИ. Отнесём на счёт необычно высокого отношения объёма сабвуфера к объёму салона, в который он излучает, это уже не канонический случай работы маленького динамика в большой объём. Интенсивность излучения сабвуфера падает прогнозируемо и решительно там, где это ?вели ФНЧ басового канала, особенно резкого провала на стыке со «среднечастотным» фронтом не наблюдается, частотные пристрастия Cadence Xenith выразились в другом: наибольшее давление они создают в центре среднечастотного диапазона. Там, где управление передаётся твитеру (а на АЧХ видно, где передаётся), уровень давления падает, ещё бы: тут всех много, а пищалка — одна.
На удивление, система звучала более чем прилично, а если вспомнить её «громкую» родословную — так просто шикарно. Тональный баланс приятен на слух, хотя суббас заметно выделяется из общего хора. Самое интересное, что при достаточно широкой полосе пропускания сабвуфера сцена назад не уехала, притом что её симметричность и равномерность далеки от идеала. Зато с высотой сцены всё в порядке.
Все треки с диска АМТ отыгрались успешно, хотя и не без замечаний по тональному балансу. Маловато «воздуха», на умеренной «тестовой» громкости 90 дБ временами отмечена некоторая нехватка среднего баса и недостаток мужественности в мужском вокале. Бас-гитара и контрабасы в полном порядке, атака безукоризненная, чёткая и рельефная. Средняя часть звукового диапазона очень хороша, скрипичная группа мелодична и музыкальна. Общий характер звучания инструментов в высокочастотном диапазоне весьма натурален, всевозможные тарелочки, колокольчики и треугольнички воспринимаются именно как металлические, но без фанатизма.
Перегрузочная способность системы очень высокая, искажения не были заметны даже при уровнях громкости за 110 дБ, когда разговаривать в салоне уже невозможно.
Источник: журнал Автозвук